Фонд «Моя история»
18.03.2022

Искусствовед Алексей Лидов — о Византийском Херсонесе, которому нет равных во всей восточной Европе

1
arrow
arrow
Автор колонки "Известий" — академик Российской академии художеств, заведующий отделом культуры древности Института мировой культуры МГУ

Херсонес — не только античный, но и великий византийский город. Представление о его облике, сформированном в византийскую эпоху, мы имеем по множеству ценнейших руин, найденных археологами на протяжении двух последних веков. Нам повезло, что на территории России существует огромный византийский город. Ничего сопоставимого с ним нет во всей Восточной Европе.

Христианство пришло туда в самые первые столетия нашей эры. Мы знаем об этом достаточно много из дошедшего до нас очень важного текста — жития священномучеников Херсонесских. Это краткие биографии семи первых христианских епископов Херсонеса Таврического. Культ этих святых сыграл большую роль в формировании Херсонеса. По всей видимости, многие первые храмы были посвящены этим святым епископам. Таким образом, ранний период христианской истории Херсонеса сильно повлиял на облик города.

Жития священномучеников Херсонесских — важный источник знаний о начальном периоде формирования христианства. В IV, V и отчасти даже в VI веках значительная часть империи оставалась языческой, обе религиозные группы постоянно конфликтовали друг с другом. Херсонес той эпохи также поначалу был языческим, потом полуязыческим, и все первые епископы приняли мученическую смерть за Христа. Кому-то отрубали голову, кого-то побивали камнями. За несколько лет до Миланского эдикта 313 года, принятого при императоре Константине Великом, то есть до признания христианства равноправной религией, христиане подверглись страшным гонениям. Тысячи были уничтожены по всей территории Римской империи, и Херсонес не стал исключением.

Самым знаменитым из первых епископов был Святой Капитон, которого прислал в Херсонес Константин Великий. Жители-язычники потребовали от Капитона доказать силу нового бога каким-нибудь чудом. И он, как положено святому, такое чудо явил — вошел в огонь. И не только вышел из него невредимым, а еще и вынес груду углей в своем епископском плаще-филони. Самое интересное, что археологи нашли место, где это происходило. В процессе раскопок они обнаружили четырехапсидный храм, в его центре находилась большая печь для обжига извести. Поскольку печи в храме делать нечего, исследователи пришли к выводу, что это реликварий — почитание священного места. То есть, судя по всему, центрический храм с четырьмя полукруглыми апсидами был построен вокруг печи.

Как и многие средневековые византийские города, Херсонес был сформирован по принципу пространственной иконы. Количество храмов — а их насчитывалось несколько десятков — явно превышало потребности жителей. Мы можем представить себе, что видели люди, подплывавшие к Херсонесу с моря. Перед ними открывался образ-икона священного града с золотыми и серебряными куполами. Город — средоточие храмов. В христианских представлениях — равный небесному Иерусалиму.

Мы знаем несколько раннехристианских храмов, сейчас они выглядят руинами разной степени сохранности. Из самых знаменитых — базилика 1935 года. Так условно называется храм с колоннами, открытый во время раскопок 1935 года. Он присутствует на всех открыточных видах древнего Херсонеса. Посвящения большинства найденных исследователями храмов нам не известны.

По крайней мере до XIII века Херсонес был процветающим политическим, торговым, экономическим центром, очевидно, очень богатым. Для Руси той эпохи это была самая близкая, достижимая Византия. Корсунь (древнерусское название Херсонеса Таврического. — «Известия») в сознании древнерусского человека — второй Царьград, место, отмеченное особым божественным промыслом. Истоки русской христианской цивилизации самым тесным образом связаны с Корсунью. Она очень часто упоминается в русских летописях. Понятие «корсунский» для Руси было оценочным, отражало очень высокое качество — духовное и художественное: корсунские иконы, корсунские изделия.

Христианизация Руси связана не только с самой Корсунью, но и с ее святынями. Известно, что князь Владимир предположительно в 988 году крестился в Херсонесе и привез оттуда в Киев греческих священников и множество святынь. Включая важнейшую для домонгольской Руси главу папы Климента, великого Святого как для греческой, так и для западной Церкви.

Херсонес как окраина огромного сначала греко-римского, а потом византийского мира был традиционным местом ссылки неугодных. Папа Климент в I веке находился там в ссылке и там же был погребен. К моменту прибытия Владимира в Херсонес глава папы Климента считалась одной из важнейших реликвий города. Владимир привез ее в Киев и ею благословлял на служение русских митрополитов. В ту эпоху это была главная христианская реликвия русского государства. Покровителем Руси выступал именно Святой Климент папа Римский. Считается, что его глава до сих пор хранится в Киево-Печерской лавре. По верованию многих христиан, она источает миро, то есть является чудотворной.

История крещения Владимира весьма драматична. Прежде чем это произошло, он с большим войском осаждал Корсунь, в конце концов взял ее и разграбил. Это стало посланием Византийской империи, местью за отказ выполнить условия договора — а именно, прислать Владимиру в жены принцессу Анну, сестру византийского императора. Для русских князей было очень важно породниться с самой влиятельной семьей тогдашнего христианского мира. Но в итоге все закончилось хорошо. Русь и Византия договорились, принцессу прислали, а вместе с ней — византийских священников и епископов. Как сообщают византийские источники, крещение Владимира, по всей видимости, стало одним из условий его женитьбы. Так что французы со своим «шерше ля фам» не так далеки от истины применительно и к этой истории.

В современном Херсонесе мы видим руины баптистерия, где по преданию произошло крещение Владимира. Они находятся рядом с огромной Уваровской базиликой (ее открыл в середине XIX века археолог и меценат граф Алексей Уваров) — по-видимому, в ней хранилась глава папы Климента.

Сегодня исследована малая часть Херсонеса, примерно треть исторического города. Раскопки идут с 1827 года — уже два столетия. Их продолжение обещает нам новые открытия, в том числе византийских храмов. Также необходимо заниматься музеефикацией уже известных объектов. Своей очереди ждет уникальный памятник — скальный некрополь святых. Это историческое кладбище, которое находилось за городской чертой рядом с Карантинной бухтой. Сотни скальных гробниц, в которых, по всей видимости, были захоронены и первые херсонесские священномученики. В скальном некрополе погребены святые, которые равно почитаются и западной, и восточной Церквами, в частности, папа Мартин.

Известно, что еще в Средние века некрополь был местом паломничества. На территории этого комплекса находится одна из самых сохранных руин Херсонеса — Влахернский храм, который был посвящен Влахернской Богородице. Он повторял посвящение аналогичного храма в Константинополе, то есть, это место еще и понималось как новый Константинополь. Из этого храма происходит ряд выдающихся произведений искусства, в том числе лучший по качеству и сохранности византийский пол VI века. Археологическое освоение этого места начато, оно обещает множество открытий, но музеефикации до сих пор нет. Это памятник мирового значения, таких некрополей сохранилось крайне мало, особенно когда речь идет о погребении святых неразделенной Церкви.

Существующий Херсонесский музей-заповедник — тоже часть истории, уже XX века. Сложившийся исторический комплекс прекрасен в своем нынешнем виде и достоин глубокого уважения. Максимально деликатное и трепетное отношение к исторической памяти должно распространяться и на наше время, сохранять память о выдающихся археологах, которые работали в Херсонесе, о школе, которую прошли в этих экспедициях сотни ученых. Херсонес не случайно является памятником из списка культурного наследия ЮНЕСКО — он принадлежит всему миру, мы отвечаем за него перед миром.