Фонд «Моя история»
18.03.2022

Мультимедийные технологии позволят увидеть, как менялся Херсонес во времени и пространстве

1
arrow
arrow
"Известия" подробно рассказали о будущем историко-археологического парка и "Нового Херсонеса"
В феврале 2024 года к югу от Херсонеса на площади в 24 га откроется историко-археологический парк. Мультимедийные технологии позволят увидеть, как менялся город во времени и пространстве. Сам музей-заповедник «Херсонес Таврический», который сегодня теснится в монастырских зданиях, получит новые площади — проект предусматривает строительство кластера из трех новых музеев. С мая прошлого года археологи изучают территорию будущего парка — многие десятилетия она была недоступна, поскольку ее занимали воинские части. Южный пригород Херсонеса — так называется экспедиция, возможно, самая масштабная в сегодняшней Европе. Раскопки уже дали богатейший материал, который охватывает всю историю города от Античности до Нового времени. Как за два с половиной тысячелетия менялось это место и каким оно станет спустя 10 лет, после воссоединения Крыма с Россией, «Известиям» рассказали разработчики проекта, музейщики и археологи.
 
800 тыс. находок
Херсонес основали греческие переселенцы с южного побережья Черного моря в V в. до н. э. — в годы расцвета Афинской демократии и начала знаменитой Пелопоннесской войны, в которой Афины будут разгромлены Спартой. Город существовал на протяжении почти 20 столетий и большую часть своей истории считался одним из крупнейших в Северном Причерноморье. Он угас только в XV веке, вскоре после того, как был разорен монгольским темником Едигеем.

Первые раскопки здесь начались еще в 1827 году. Но многие интересные археологам территории не были исследованы даже за два века. Например, в какой-то момент историки поняли, что южный пригород Херсонеса его жители использовали как некрополь. Но с 1950-х годов здесь расположились воинские части и серьезные исследования стали невозможны.

— Иногда при строительстве своих объектов военные натыкались на какие-нибудь древности и тогда вызывали археологов, — рассказал «Известиям» начальник археологической экспедиции, ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа Сергей Соловьёв. — Так было в 1953 году, когда археологи раскопали керамические мастерские эллинистического времени. В 1970-е годы при прокладке ливневой канализации тоже позвали археологов, и они нашли два склепа.

К началу 2021 году военные в основном освободили эти территории, а в мае здесь на площади в 17 га начались беспрецедентные по масштабу раскопки. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский назвал экспедицию центральным археологическим событием в России. А возможно, и во всей Европе.

— Памятник очень важный, очень серьезный, поэтому у нас большая комплексная экспедиция, — рассказал Сергей Соловьёв. — Работают около 150 специалистов и более 400 рабочих. В иные дни на раскопки выходят одновременно до 600 человек. Общее число находок уже превысило 800 тыс. И из них более 160 тыс. имеют музейное значение. Это число приближается к общему количеству фондов Херсонесского музея

Музей уже принял на ответственное хранение порядка 80 тыс. предметов и 12 тыс. включил в фонды.

Экспедицией руководит Институт истории материальной культуры РАН. В ее состав вошли Государственный Эрмитаж, музей «Херсонес Таврический», Институт археологии Крыма, НАО «Наследие Кубани» и Севастопольский государственный университет.
 
Божественное место
Ученые установили, что к югу от крепостной стены херсонесцы хоронили умерших с первых лет основания колонии.

— Судя по всему, здесь были священные участки, на которых проводились поминальные и погребальные церемонии, стояли алтари. В Южном пригороде могли находиться и храмовые сооружения. Мы их пока не нашли, но работы еще не закончены. У нас есть некоторые свидетельства того, что здесь существовали своего рода пропилеи — парадные входы со ступенчатыми лестницами. Оформлено было очень красиво, монументально, — продолжает Сергей Соловьёв. — Это знаковое место для античного и римского Херсонеса. Нам попадаются надписи на стенках сосудов — посвящения божествам. Есть интересные рабочие записи, причем в дорийской диалектической форме. Находим граффити, мраморные вставки в надгробия. Мы знаем имена людей, которые здесь захоронены.

Надписи не всегда обнаруживаются там, где были оставлены. С приходом христианства греки утратили почтение к языческим сооружениям и стали разбирать их на стройматериалы — для амбаров, сельских усадеб, колодцев. Здесь продолжали хоронить покойных, но постепенно Южный пригород становился ремесленным и сельскохозяйственным пространством.

— В античном и римском слоях мы нашли бассейны при святилищах — нимфеи, они были связаны с божествами источников, — рассказывает заместитель директора Института истории материальной культуры РАН Наталья Соловьёва. — Бассейны использовались и в последующее, раннехристианское время, возможно, в качестве купелей для крещения. Конструкции источников очень интересны — они вырублены в скале, ступенчатые. Я уже не говорю о колодцах. На сегодняшний день их найдено около 50.

Много архитектурных деталей и обломов от античных и римских построек использованы именно в оформлении колодцев. 

Самым ценным из обнаруженных объектов археологи считают героон — мавзолей героя. Не исключено, что его возвели на месте захоронения одного из основателей города. Это уникальная находка для всего Северного Причерноморья.

Археологи работают в непростых условиях.

— Отсюда до моря примерно 300 м, — говорит старший научный сотрудник Центра спасательной археологии Института истории материальной культуры РАН Виктор Вахонеев. — Часть крепостных стен Херсонеса уходит под воду. Известно, что за последние 2 тыс. лет уровень Черного моря поднялся примерно на 3,5–4 м. Поэтому всё, что находилось ниже, ушло под воду. Очень обильный культурный слой мы фиксируем до минус 1,8 м. То есть, чтобы изучить его, приходится откачивать практически 2 м грунтовых вод. Вот такая полуподводная археология.

Начальники раскопов спешат — полевые исследования нужно закончить к середине этой весны. Потому что в феврале 2024 года на Южном пригороде Херсонеса должен открыться историко-археологический парк в едином комплексе с музеем-заповедником «Херсонес Таврический», основанным еще в 1892 году.

 
Музей выходит на простор
Музей-заповедник включает городище — собственно Херсонес, сельскохозяйственную округу — хору, средневековые крепости Чембало и Каламита. В его ведении 418 га археологической территории, его коллекция насчитывает более 214 тыс. экспонатов, в архиве хранится около 90 тыс. документов. Экспозиция, фонды и основные службы располагаются в постройках бывшего монастыря святого Владимира в городище. Раскопанные участки городища — тоже часть экспозиции.

— Музей со всеми его фондами занимает не более 1 тыс. кв. м экспозиционных площадей — это очень мало, — сказал «Известиям» директор Фонда поддержки гуманитарных наук «Моя история» (фонд выступает инвестором проекта историко-археологического парка) Иван Есин. — Это не соответствует уровню и значению Херсонеса как объекта ЮНЕСКО.

Недостаток экспозиционных площадей — не единственная проблема музея.

— Нужна полноценная лаборатория, — говорит замдиректора по музеефикации и охране объектов культурного наследия Татьяна Сарапулкина. — У нас никогда не было специальных помещений для камеральной обработки археологических материалов, мы используем обычные рабочие кабинеты. Это самая большая беда.

Из-за нехватки площадей в экспозицию не попадают крупные каменные предметы — надгробия, фризы, часть керамических изделий — а среди них много целых форм. По словам замдиректора музея, недостаточно выставлено материалов с крепостей, многие интересные находки хранятся в фондах — «от каменных ядер и железных наконечников до очень красивой посуды местной и импортной — итальянской, испанской с орнаментом, сценами». Посетителям недоступны многие материалы, посвященные Гераклейскому полуострову до греческой колонизации.

— Херсонес не был вещью в себе, его окружали так называемые варварские племена, и хочется показать их достойно, — отметила Татьяна Сарапулкина.

Иван Есин уточнил, что сегодня музей может выставить не более 10% единиц хранения. Притом что с «большого раскопа» музей взял на ответственное хранение еще 80 тыс. предметов.

По этой причине важным элементом будущего парка станут новые музейные здания.

 

— Мы нацелены на то, чтобы красиво, информативно, увлекательно представить предметный ряд, — говорит Иван Есин. — В сегодняшней музейной практике это невозможно сделать без мультимедийных технологий, но в центре внимания все-таки будут музейные предметы.

Татьяна Сарапулкина хотела бы видеть в будущей экспозиции некие инсталляции, которые позволят не просто показывать предметы, а встраивать их в бытовые сцены.

— Можно создать сюжетную реконструкцию использования той же гончарной печи — рядом разместить реконструкцию графическую или в 3D, — объясняет она. — Тогда посетитель музея поймет, как во времена античности использовали эти объекты, как располагалась готовая посуда, почему образовывался керамический бой.

У музея есть идея представить Херсонес на фоне всей Византии.

— В виде макетов либо мультимедийно нужно показать другие византийские памятники — в Болгарии, в Турции, в Греции. Чтобы у посетителей появилось понимание места Херсонеса во всей византийской цивилизации, — говорит Татьяна Сарапулкина.

Иван Есин подчеркивает, что главный сегмент будущего парка — археологические находки, в том числе архитектурные, которые невозможно переместить. Для их презентации используют в том числе технологии мультимедиа, которые «дорисуют» утраченные объемы и создадут у зрителя целостное представление о сооружении.

— На выявленных архитектурных объектах надстроек, реконструкций и иных новоделов не будет, как того и требует закон, — заверил директор фонда.

Также с помощью современных методов визуализации зрителям покажут историю города — чем жили люди, как менялось население, какие важные события здесь происходили.

 
Детям сделают красиво
парке построят несколько зданий — там, где это позволят археологи, отмечает Иван Есин. Они будут «подчеркнуто красивы» и выдержаны в стилистике византийской архитектуры, характерной для христианского Херсонеса.

— Концепция парка предполагает несколько сооружений, абсолютно необходимых как музею, так и Севастополю, — говорит руководитель фонда «Моя история». — Это большой музейный кластер: музей Античности и Византии, музей Крыма, а также музей христианства. Кроме князя Владимира, который крестился в Херсонесе, по его улицам ходил и равноапостольный Кирилл во время своей хазарской миссии. С Херсонесом связана жизнь святителя Климента папы римского, святителя Мартина. Херсонес — город еще неразделенного христианства, и эта его ипостась имеет важное значение для всех нас.

На территории парка откроется Международный археологический центр — на опыте нынешних масштабных раскопок Южного пригорода эксперты предполагают, что впереди еще десятилетия полевых исследований.

— Будет создан археологический ландшафтный парк для проведения открытых раскопок, — продолжает Иван Есин. — Территория Херсонеса только на городище составляет около 40 га. Она далеко не вся копана. Западную часть никогда не исследовали. Археологический ландшафтный парк позволит археологам работать уже в плановом режиме.

Еще одно новое здание — гуманитарный центр «Корсунь» как филиал «Артека». Сегодня артековцев привозят в Севастополь в режиме однодневной экскурсии. Буквально за четыре часа детям нужно увидеть Херсонес, музей обороны Севастополя, 35-ю батарею, достопримечательности горного Крыма и многое другое. Но чтобы полноценно познакомить экскурсантов с этим наследием, необходимо три-пять дней — и гуманитарный центр «Корсунь» станет местом размещения для юных туристов.

Другой «детский» объект — художественная школа, она может открыться уже осенью этого года. Сегодня Севастопольская школа искусств ютится на площади около 50 кв. м.

— Мы советовались с правительством Севастополя по поводу выбора места, — рассказал Иван Есин. — Насколько мы понимаем, центр города занят, подходящего места нет. Художники и их ученики сегодня едут на пленэры именно в Херсонес, за его уникальными видами. С одной стороны — раскопки, с другой — нетронутый Запад с какими-то исландскими ландшафтами, с третьей — сам древний город. Размещение на месте воинских частей «Корсуни» и художественной школы — удачная идея.

Два этих объекта строятся за территорией музея-заповедника, они не входят даже в буферную зону памятника. Помимо нового строительства проект предполагает реставрацию Свято-Владимирского собора, береговых оборонительных батарей и масштабное благоустройство: на большей части площади обустроят пейзажный парк.