email
реквизиты фонда
— В античном и римском слоях мы нашли бассейны при святилищах — нимфеи, они были связаны с божествами источников, — рассказывает заместитель директора Института истории материальной культуры РАН Наталья Соловьёва. — Бассейны использовались и в последующее, раннехристианское время, возможно, в качестве купелей для крещения. Конструкции источников очень интересны — они вырублены в скале, ступенчатые. Я уже не говорю о колодцах. На сегодняшний день их найдено около 50.
Много архитектурных деталей и обломов от античных и римских построек использованы именно в оформлении колодцев.
Самым ценным из обнаруженных объектов археологи считают героон — мавзолей героя. Не исключено, что его возвели на месте захоронения одного из основателей города. Это уникальная находка для всего Северного Причерноморья.
Археологи работают в непростых условиях.
— Отсюда до моря примерно 300 м, — говорит старший научный сотрудник Центра спасательной археологии Института истории материальной культуры РАН Виктор Вахонеев. — Часть крепостных стен Херсонеса уходит под воду. Известно, что за последние 2 тыс. лет уровень Черного моря поднялся примерно на 3,5–4 м. Поэтому всё, что находилось ниже, ушло под воду. Очень обильный культурный слой мы фиксируем до минус 1,8 м. То есть, чтобы изучить его, приходится откачивать практически 2 м грунтовых вод. Вот такая полуподводная археология.
Начальники раскопов спешат — полевые исследования нужно закончить к середине этой весны. Потому что в феврале 2024 года на Южном пригороде Херсонеса должен открыться историко-археологический парк в едином комплексе с музеем-заповедником «Херсонес Таврический», основанным еще в 1892 году.
Недостаток экспозиционных площадей — не единственная проблема музея.
— Нужна полноценная лаборатория, — говорит замдиректора по музеефикации и охране объектов культурного наследия Татьяна Сарапулкина. — У нас никогда не было специальных помещений для камеральной обработки археологических материалов, мы используем обычные рабочие кабинеты. Это самая большая беда.
Из-за нехватки площадей в экспозицию не попадают крупные каменные предметы — надгробия, фризы, часть керамических изделий — а среди них много целых форм. По словам замдиректора музея, недостаточно выставлено материалов с крепостей, многие интересные находки хранятся в фондах — «от каменных ядер и железных наконечников до очень красивой посуды местной и импортной — итальянской, испанской с орнаментом, сценами». Посетителям недоступны многие материалы, посвященные Гераклейскому полуострову до греческой колонизации.
— Херсонес не был вещью в себе, его окружали так называемые варварские племена, и хочется показать их достойно, — отметила Татьяна Сарапулкина.
Иван Есин уточнил, что сегодня музей может выставить не более 10% единиц хранения. Притом что с «большого раскопа» музей взял на ответственное хранение еще 80 тыс. предметов.
По этой причине важным элементом будущего парка станут новые музейные здания.
— Мы нацелены на то, чтобы красиво, информативно, увлекательно представить предметный ряд, — говорит Иван Есин. — В сегодняшней музейной практике это невозможно сделать без мультимедийных технологий, но в центре внимания все-таки будут музейные предметы.
Татьяна Сарапулкина хотела бы видеть в будущей экспозиции некие инсталляции, которые позволят не просто показывать предметы, а встраивать их в бытовые сцены.
— Можно создать сюжетную реконструкцию использования той же гончарной печи — рядом разместить реконструкцию графическую или в 3D, — объясняет она. — Тогда посетитель музея поймет, как во времена античности использовали эти объекты, как располагалась готовая посуда, почему образовывался керамический бой.
У музея есть идея представить Херсонес на фоне всей Византии.
— В виде макетов либо мультимедийно нужно показать другие византийские памятники — в Болгарии, в Турции, в Греции. Чтобы у посетителей появилось понимание места Херсонеса во всей византийской цивилизации, — говорит Татьяна Сарапулкина.
Иван Есин подчеркивает, что главный сегмент будущего парка — археологические находки, в том числе архитектурные, которые невозможно переместить. Для их презентации используют в том числе технологии мультимедиа, которые «дорисуют» утраченные объемы и создадут у зрителя целостное представление о сооружении.
— На выявленных архитектурных объектах надстроек, реконструкций и иных новоделов не будет, как того и требует закон, — заверил директор фонда.
Также с помощью современных методов визуализации зрителям покажут историю города — чем жили люди, как менялось население, какие важные события здесь происходили.
— Концепция парка предполагает несколько сооружений, абсолютно необходимых как музею, так и Севастополю, — говорит руководитель фонда «Моя история». — Это большой музейный кластер: музей Античности и Византии, музей Крыма, а также музей христианства. Кроме князя Владимира, который крестился в Херсонесе, по его улицам ходил и равноапостольный Кирилл во время своей хазарской миссии. С Херсонесом связана жизнь святителя Климента папы римского, святителя Мартина. Херсонес — город еще неразделенного христианства, и эта его ипостась имеет важное значение для всех нас.
На территории парка откроется Международный археологический центр — на опыте нынешних масштабных раскопок Южного пригорода эксперты предполагают, что впереди еще десятилетия полевых исследований.
— Будет создан археологический ландшафтный парк для проведения открытых раскопок, — продолжает Иван Есин. — Территория Херсонеса только на городище составляет около 40 га. Она далеко не вся копана. Западную часть никогда не исследовали. Археологический ландшафтный парк позволит археологам работать уже в плановом режиме.Другой «детский» объект — художественная школа, она может открыться уже осенью этого года. Сегодня Севастопольская школа искусств ютится на площади около 50 кв. м.
— Мы советовались с правительством Севастополя по поводу выбора места, — рассказал Иван Есин. — Насколько мы понимаем, центр города занят, подходящего места нет. Художники и их ученики сегодня едут на пленэры именно в Херсонес, за его уникальными видами. С одной стороны — раскопки, с другой — нетронутый Запад с какими-то исландскими ландшафтами, с третьей — сам древний город. Размещение на месте воинских частей «Корсуни» и художественной школы — удачная идея.
Два этих объекта строятся за территорией музея-заповедника, они не входят даже в буферную зону памятника. Помимо нового строительства проект предполагает реставрацию Свято-Владимирского собора, береговых оборонительных батарей и масштабное благоустройство: на большей части площади обустроят пейзажный парк.