email
реквизиты фонда
Мы предлагаем обсудить предусмотренную законодательством «Документацию по обеспечению сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Древний город Херсонес Таврический», разработанную в составе проектной документации «Художественный проект благоустройства и приспособления территории Государственного историко-археологического музея-заповедника Херсонес Таврический, в рамках проведения временного фестиваля «Исторический парк – Херсонес Таврический».
Наш эксперт - Ольга Михайловна Замжицкая. По образованию искусствовед, работает в области архитектуры 38 лет. Является экспертом на основании аттестации Министерства культуры, которая даёт право проводить государственную историко-культурную экспертизу по различным направлениям: проектная деятельность, статус объектов и все аспекты, связанные с сохранением объектов культурного наследия.
Что говорят археологи и искусствоведы
-Ольга Михайловна, как вы оцениваете проект в целом? Нуждался ли Херсонес в таком благоустройстве на момент подачи проекта на согласование?- Безусловно. Херсонес мы любим и помним в девственном и не очень благоустроенном состоянии. Кто-то приезжал сюда в далёком детстве, кто-то вырос у его стен. Многим по привычке и по старинке такие необлагороженные территории кажутся родными и близкими, поэтому очень понятно беспокойство людей по поводу сохранности этого дорогого сердцу места.
Но мы с вами живём в 21 веке и действительность такова, что сегодня и городу, и его жителям и гостям нужна доступная среда – в том числе и в музейном комплексе, которым является Херсонес.
Всё больше и больше посетителей приезжает сюда из всех уголков нашей страны и перед нами стоит двоякая задача: не повредить сами объекты культурного наследия и создать удобство для тех людей, которые впервые, может быть, приехали сюда и не знают, что это такое – наш любимый Херсонес.
На памятники нужно смотреть глазами – любоваться ими со стороны, читать информационные тексты, использовать навигационные указатели. Тем более, что сейчас выполнены новые стенды и таблички, дополнено много информации и навигации, чтобы люди могли всё увидеть и прочитать.
Люди должны понимать, куда двигаться и как пройти к самым интересным местам, предназначенным для осмотра, причём в любую погоду. А если мы говорим о людях с ограниченными возможностями, о колясочниках, то сейчас таких возможностей для них стало гораздо больше.
То же касается семей с колясками и маленькими детьми. Посещение такого яркого запоминающегося памятника, возможность пройти по его территории и увидеть величественные пейзажи древнего города – разве не с этого начинается любовь к своей Родине?
- Сколько раз согласовывался проект (сразу ли с ним все согласились) и как много экспертов участвовало в его рассмотрении?
- Сразу хочу отметить очень важный момент: безопасность настоящего проекта рассматривалась на очень высоком уровне, с привлечением Института Археологии РАН. В результате были учтены все замечания специалистов разного профиля, в первую очередь – археологов. Окончательное решение по согласованию принимало Министерство культуры РФ.
Херсонес - важнейший памятник и археологический музей, поэтому рассматривали проект дважды. По законодательству обычно привлекается один эксперт, а здесь, учитывая важность объекта, было три эксперта: археолог, архитектор и искусствовед. Таким образом, учитывались все аспекты возможного воздействия на территорию.
Проект по обеспечению сохранности объекта культурного наследия – так он официально называется - разрабатывался 2 года подряд, второй проект развивает первый – и это проект обеспечения сохранности, а не проект по проведению глобальных работ или реставрации. Все приспособления (в отличие от реставрации) в любой момент могут быть изъяты. По сути, это временные мероприятия по обустройству пешеходных дорожек, смотровых площадок, мест рассадки зрителей и некоторых других аспектов сферы гостеприимства. Они производятся в основном для проведения фестивалей, необходимость которых возникла в связи с проведением первого исторического фестиваля в 2018 году, поддержанного президентом.
Справка. В 2018 году на территории исторического памятника, который сохраняет для потомков наследие древней Корсуни, прошел праздничный концерт, ряд вечерних экскурсий и световое мультимедийное шоу.
В 2019 здесь прошел уже полноценный исторический фестиваль, который охватил период более 1500 лет. Участие в нем приняли около 100 реконструкторов со всей России. В рамках фестиваля также прошли зрелищные поединки воинов разных эпох. Главным событием фестиваля стала премьера пьесы «Грифон».
В 2020 году на территории древнего города состоялся Международный фестиваль оперы и балета «Херсонес».
- Эти фестивали показали Херсонес как одно из уникальных мест памяти, где развитие христианства связано с передачей традиции от греческой колонии русской культуре. Во время их проведения оказалось, что многим гостям затруднительно передвигаться по территории, тогда и было решено выполнить временные приспособления, позволяющие пройти не по земле , а по дорожке, присесть на лавочку и смотреть мультимедийное шоу или любоваться пейзажем с обустроенной площадки. Но все эти улучшения надо было сделать так, чтобы на сам объект культурного наследия оказывалось минимальное воздействие, то есть обеспечить его максимальную сохранность.
Проект так откорректирован, а конструктивные моменты так рассчитаны, чтобы специальные «пригрузы» держали все элементы дорожек и площадок на поверхности - они практически не внедряются в почву, не повреждают грунт и каменные дорожки древнего города, тем более не нарушают культурный слой.
Существует ли международный опыт
-Расскажите, пожалуйста, подробнее про ключевой критерий проекта - обратимость, возможность в любой момент демонтировать все, что было установлено.- Принцип обратимости – это главное условие. Все без исключения приспособления легко могут быть изъяты и демонтированы абсолютно безопасно и безвредно для объекта культурного наследия. Они и рассчитаны на ограниченный срок использования, после чего будут разобраны.
- Это наше ноу-хау или где-то такое за границей уже есть?- Мне посчастливилось посетить многие объекты, которые взяты под охрану ЮНЕСКО - не только в Европе - и все такие места обязательно обустраиваются специальными приспособлениями для посетителей. Это всегда вызывало у меня особый интерес.
Например, Херсонес можно сравнить с Помпеями - это замечательный археологический памятник, включающий очень сложную сеть каменных улиц с тротуарами. Все они обустроены маленькими металлическими пандусами - очень удобными приспособлениями для людей с ограниченными возможностями, передвигающимися на колясках, и для детских колясок. Я специально прошла весь маршрут, чтобы убедиться, как умно это сделано и без ущерба для объекта культурного наследия.
Мы здесь не изобретаем чего-то нового, а скорее осваиваем опыт других стран. Мы догоняем их в каком-то смысле.
-Как вы оцениваете команду проекта фонда "Моя история" и общий подход к реализации идеи благоустройства в Херсонесе? Как можно охарактеризовать их профессиональный уровень?Мы оцениваем сам проект и результат работы. Я лично с командой не знакома и не берусь судить о разработчиках. Кстати, это предусмотрено законодательством, чтобы у нас не было симпатий и антипатий. Но в процессе разработки проекта мне лично понравилось то, что все многочисленные замечания, направленные на то, чтобы уменьшить любые внедрения, чтобы облегчить нагрузку на грунт, проектировщики слышали и понимали.Они принимали требования, давали варианты, как по-другому можно выполнить конструкции, и в результате мы пришли к гораздо более щадящим проектным решениям. Это очень отрадно. И сегодня я могу сказать, что это хорошая работа, которая полностью отвечает требованиям экспертов и законодательства по охране объектов культурного наследия.
Важно, что документы были рассмотрены и одобрены Министерством Культуры, а они очень ответственно подходят к проектам по памятникам, имеющим не только государственное , но и международное значение: долго рассматривают и предъявляют много замечаний, если что-то их смущает.Повредят ли новшества музею и его территории
-Противники благоустройства Херсонеса говорят, что все новшества портят аутентичный вид Херсонеса. Как на ваш взгляд стоит относиться к критике консервативно настроенных горожан по отношению к будущему Херсонеса?- Они очень себе противоречат: одним хочется, чтобы были девственные грунтовые дорожки и можно было прийти искупаться, других раздражает, что они привыкли к Херсонесу, как к родному «двору», где они играли детьми, или как к своему родному месту, малой родине, а теперь сюда приезжают тысячи туристов и устраивают массовые мероприятия, которые никогда раньше не проводили в этом месте. Но я думаю, что всё это недовольство пройдёт.
Музей был одной из сторон, которая рассматривала проект и одобрила его. По результатам реализации сотрудники музея подтверждают, что такие покрытия дорожек, например, помогают музею в работе с экскурсионными группами, детскими группами разных возрастов и обеспечивают безопасность посетителей и большую сохранность археологических объектов.
Ещё раз подчеркну: мы живем в 21 веке, и поток туристов и посетителей в Херсонесе будет увеличиваться, хотим мы этого или нет. Да и линия государства на туризм внутри страны будет этому способствовать.
Херсонес был и будет одним из важнейших мест притяжения людей. И такие места должны быть заранее готовы к посещению туристами. Это прогнозируемое развитие нашего культурного процесса, и мы должны быть к нему готовы. И дать возможность гостям безопасно пройти по всей территории музея и не навредить – что особенно важно! - и самому памятнику.
- О красоте и о новаторстве здесь нет и речи! Задача заключалась в том, чтобы как можно менее навязчиво сделать обустройство. Сила проекта и его успех не в том, чтобы были проведены какие-то захватывающие воображение решения. Совсем наоборот!
Все решения проекта должны быть вспомогательными, менее навязчивыми и незаметными, чтобы подчеркнуть и показать красоту и уникальность самого Херсонеса, а приспособления сделать наиболее спокойными, чтобы они не бросались в глаза, были почти незаметными, но обеспечивали людям удобство.
Например, использовались деревянные покрытия и элементы, которые естественно вписываются в ландшафт, создают приятное впечатление, и которые, конечно, на древней земле лучше выглядят, чем металл, стекло или бетон. Большой плюс - правильная подсветка прожекторами с земли, которая не закрывает виды, а только подчёркивает их красоту.
Я думаю, что со временем и жители города, и его гости смогут оценить полезность такого временного благоустройства, которое предотвращает «вытаптывание» археологического памятника и помогает посетителям пройти по музейной территории, отдохнуть, полюбоваться видами, посетить различные мероприятия.