email
реквизиты фонда
Этим летом после снятия ограничений на проведение массовых мероприятий в связи c пандемией коронавируса вновь стартует спектакль «Грифон» в Херсонесе Таврическом, ярко заявивший себя летом 2019 года. Он стал одним из самых успешных театральных и художественных проектов, проводимых в Крыму в последнее десятилетие: билеты на весь театральный сезон были раскуплены задолго до старта коммерческих премьер. О том, что ждет зрителей нового сезона «Грифона», почему стоит идти и есть ли шанс попасть в зрительный зал при полном sold out рассказал организатор и председатель совета фонда «Моя история» Иван Есин.
Добрый день, Иван Владимирович! Сейчас у вас, так скажем, самая горячая пора, так как проходят первые показы спектакля, поэтому спасибо, что нашли время. У нас много вопросов, мы постараемся задать самые важные. Думаю, стоит все-таки начать с азов: почему именно история о грифоне была выбрана в качестве сюжетной линии спектакля?
Добрый день! Спектакль «Грифон» был поставлен по одноименной пьесе митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова) под эгидой Патриаршего по культуре, созданной специально для Херсонеса Таврического.
Херсонес — античный город, которому две с половиной тысячи лет. У этого места богатая история. Именно здесь получила начало наша вера, наша государственность. Древняя Корсунь в полном смысле этого слова сакральна для истории России. Грифон — давний обитатель Херсонеса. Он издревле считался покровителем этих мест, а сейчас является эмблемой республики Крым. В спектакле Грифон выступает в качестве проводника в прошлое, который на своих крыльях пронесет зрителей сквозь две с половиной тысячи лет истории.
В прошлом году спектакль, появившийся вдруг из ниоткуда, имел ошеломительный успех у публики. В чем вы видите причину признания у зрителей?
Первое, что я бы хотел заметить, что спектакль появился, как вы сказали «из ниоткуда», только для широкой публики. Для организаторов это был целый год серьезной подготовки и кропотливой работы. За это время было создано более трехсот костюмов, 150 единиц реквизита. Есть очень сложные, механические объекты, куклы и так далее. Производство реквизита и бутафории шло сразу в трех городах: Питере, Москве и Севастополе. Такие вещи не создаются неожиданно. Они результат усердной и слаженной работы более 1000 специалистов из разных сфер деятельности и регионов страны. Мы хранили информацию о предстоящем спектакле в секрете пока не довели проект до идеального, на наш взгляд, вида. Наверное, в этом и заключается успех спектакля.
Не могу не добавить, что «Грифон» состоялся не на пустом месте — это часть многолетнего проекта по музеефикации и благоустройству музея-заповедника фондом «Моя история». С момента расчистки территории и до проведения первой премьеры прошло более 2 лет — немалый срок, особенно такими темпами. Успели много — на месте заброшенных руин появились ночная подсветка, мультимедийные шоу, новые дорожки, богатая экскурсионная программа по тому, что удалось извлечь из бурьяна и мусора, смотровые площадки и многое другое. Сейчас перед зрителем предстает совершенно новая картина — музейная территория, по которой видно, что о ней заботятся.
Судя по тому, что вы сказали, работа действительно проделана колоссальная. При подготовке спектакля вы делали ставку на масштабное сложное техническое шоу или все-таки на идеологическую составляющую?
Мы делали ставку на все, а именно как рассказать историю города так, чтобы она откликнулась в сердцах зрителей. Историю можно рассказывать через цифры и хронологию, а можно через чувства людей и причинно-следственные связи. Все исторические персонажи представлены обычными людьми, которые любили, ошибались и делали порой сложный выбор. Такая подача нам кажется наиболее предпочтительной. Через нее зритель действительно начинает сопереживать героям, ищет ответы на важные вопросы. Далекие исторические времена, личности и события становятся близкими и понятными.
На премьеру спектакля приезжал президент России Владимир Путин. Президенту понравился спектакль?
Владимир Путин после окончания пообщался с исполнителями главных ролей и дал высокую оценку их выступлению. Президент сказал, что спектакль ему понравился: «Доходчиво, понятно и, в общем, смотрится с удовольствием. Вам спасибо, ребята!». Согласитесь, приятно получить такой отзыв от первого лица государства, поэтому мы сохранили его слова для памятного альбома.
Помимо зрительского признания очень важна коммерческая составляющая. Удалось ли окупить инвестиции, вложенные в проект?
Нет, не удалось, но мы такой цели и не ставили. Наша миссия —просвещение. Изначально при составлении графика значительная часть была отдана под социальные показы. Также под каждый коммерческий показ выделялась квота для волонтеров, ветеранов, малоимущих, людей с ограниченными возможностями по здоровью. Наша стратегия открытости и доступности расходится со стратегиями коммерческих проектов.
Будут ли в этом году социальные показы?
Да, конечно, мы хотели бы сделать несколько показов полностью свободными для посещения для определенных групп зрителей. Мы ведем переговоры с детскими лагерями, социальными службами, ждем предложений. Первые две премьеры были благотворительные и показаны медицинским работникам Крыма.
Сколько в итоге было проведено спектаклей в прошлом сезоне?
По нашим подсчетам более 10 000 человек увидели спектакль «Грифон», который состоялся на новой сцене в этом году 20 раз. Несколько спектаклей были внеплановые и были введены дополнительно из-за высокого спроса среди зрителей.
Что касается дополнительных спектаклей. Купить билеты на них было непросто. Их раскупали в считанные часы после появления на сайте информации о дате нового показа. Планируете ли в этом году вы вводить дополнительные показы и что сделать, чтобы успеть купить билеты и на них?
Дополнительные показы — вещь непрогнозируемая. Все зависит от многих факторов: погоды, занятости актеров, карантинных мер, правил безопасности, особенности аудитории показа. В спектакле задействовано более 100 актеров действующих театров, 20 техников, 30 костюмеров. Без каждого из них показ может не состояться. Внезапно собрать столько людей — задача не из простых, хотя и решаемая, как мы убедились по прошлому году. Сейчас
И все-таки Вы не ответили на вопрос, есть ли надежда купить билет на спектакль при полном солд-ауте?
Как только мы узнаём о новом спектакле, то сразу сообщаем эту информацию в социальные сети фонда, ибо этот канал информации считается наиболее оперативным в современном мире, а потом выдаем новость в СМИ. Наши подписчики первыми узнают о новом спектакле. Там же мы постоянно устраиваем розыгрыши бесплатных билетов. В этом году мы будем работать по схожей схеме. Поэтому можно попытать удачу и не просто успеть купить билет, а получить его в качестве подарка.
Также, чтобы дать всем равные шансы посетить спектакль, мы будем выпускать в продажу места поочередно. Это позволит минимизировать вред от перекупщиков и дать простым посетителям возможность купить билеты. В любом случае, продажи будут преимущественно онлайн.
Некоторые зрители в социальных сетях писали, что им повезло сходить на спектакль несколько раз и они были бы рады посетить спектакль еще. В этом году ждет ли зрителей что-то новое или сценарий не претерпевал изменений?
Определенно ждет. Это был первый театральный проект фонда. И пусть он прошел успешно, но мы все-равно отметили моменты, которые можно было бы улучшить и появились новые идеи. Изменится актерский состав. Зрителей ждут новые имена. Свет и звук получили новые эффекты, доработана трехмерная графика, в спектакле используется новое оборудование, многие декорации обновлены к новому сезону, созданы дополнительные костюмы. В целом спектакль прежний, но тем, кто его уже видел, будет интересно найти новые грани в драматургии, мультимедийном оформлении, игре актеров.
Не могу не задать вопрос, который сегодня является самым важным для всех организаторов массовых мероприятий. Как реализуются меры безопасности в связи с эпидемиологической обстановкой?
Ситуация с пандемией внесла коррективы в планы. Сохранить здоровье людей сейчас важнее, чем наполнить зал. Уже закуплены средства дезинфекции и защиты для персонала и зрителей, составлены графики дополнительных уборок зрительного зала, гримерных и костюмерных комнат, ежедневно измеряется температура у всех, участвующих в подготовке спектакля.
Что бы вы хотели сказать зрителям?
Наверное, я бы просто хотел пригласить жителей и гостей Крыма не только посетить спектакль «Грифон», но и просто приехать перед спектаклем и прогуляться по такому уникальному месту как Херсонес Таврический, чтобы узнать больше об этом месте через мультимедийные шоу, прогуляться среди подсвеченных памятников, стать участником вечерней атмосферной и таинственной экскурсии среди стен древнего города.